Александр Костомаров: "Наша жесткая позиция – полная открытость и публичность всех планируемых преобразований"

18.01.2017

Процесс формирования городских округов в Московской области набирает обороты. Губернатор региона Андрей Воробьев уже заявил о продолжении укрупнения территорий поселений в 2017 году. Однако реформа вызывает немало споров. "Интерфакс" расспросил заместителя председателя правительства Московской области – руководителя главного управления территориальной политики Московской области Александра Костомарова о целях этого процесса и планируемых к реализации решениях.

- Александр Константинович, за последние два года в Подмосковье появились сразу 12 городских округов. Чем это обусловлено?

В Московской области ведется системная работа по совершенствованию органов местного самоуправления. В регионе предпринимается комплекс мер, направленных на создание условий для улучшения качества жизни и обеспечения устойчивого развития территорий. Одна из важнейших составляющих – модернизация органов власти, переход к более эффективным формам организации местного самоуправления. Так, в 2015 году на территориях Егорьевского, Каширского, Мытищинского, Озерского, Серебряно-Прудского, Шаховского муниципальных районов были сформированы городские округа, а в декабре 2016 года депутатами Московской областной Думы были приняты законы об изменении формы организации местного самоуправления на территориях Красногорского, Павлово-Посадского, Люберецкого, Рузского, Луховицкого и Зарайского муниципальных районов Московской области.

- Какие преимущества дает городской округ?

Городской округ позволяет мобилизовать кадровые и административные ресурсы, дает существенную экономию средств за счет оптимизации структуры управления и ликвидации дублирующих функций, а также сокращает сроки выработки и реализации управленческих решений. У муниципального образования формируются единый бюджет и единая программа социально-экономического развития территории. Снижение административных барьеров способствует повышению инвестиционной привлекательности, созданию новых рабочих мест и увеличению налогооблагаемой базы. Появляются дополнительные возможности для участия в федеральных и областных программах.

- А с чем связана такая спешка? И есть ли положительные примеры районов, где с формированием городских округов жизнь стала лучше?

Есть. Например, городские округа Домодедово, Балашиха и Химки, которые ранее являлись районами. Эти территории сейчас занимают лидирующие позиции в регионе по множеству экономических показателей. Кстати о спешке: изменение формы организации местного самоуправления в Домодедово и Химках произошли более 10 лет назад. За эти годы был накоплен серьезный опыт и проведен всесторонний анализ всех общественно-политических и социально-экономических процессов на территориях муниципальных образований.

Сегодня формирование городских округов в Московской области является ответом на требование времени, продиктовано экономической целесообразностью и необходимостью комплексного развития территорий: снижаются расходы на управленческий аппарат, растет муниципальный бюджет, а также инвестиционная привлекательность. Городской округ как одна из форм местного самоуправления на практике доказала свою эффективность.

- Губернатор Московской области неоднократно говорил об экономии средств за счет оптимизации числа чиновников в муниципалитетах. Можете конкретизировать, куда будут направлены эти деньги? Что, например, получат жители бывшего Луховицкого, Рузского и Люберецкого районов с формированием городского округа на их территориях?

По предварительным подсчетам, в результате оптимизации числа сотрудников в Луховицком районе сумма экономии составит более 100 млн рублей. Эти деньги будут направлены на ремонт дорожной инфраструктуры и модернизацию системы жилищно-коммунального хозяйства. Консолидированный бюджет Рузского района позволит построить два новых детских сада на 110 и 80 мест. Жители некоторых поселений Люберецкого района перестанут платить деньги за услуги ЖКХ по завышенным тарифам из-за разного уровня издержек, которые ранее несли компании-поставщики в связи с удаленностью от центра, сэкономленные от оптимизации администраций деньги власти планируют направить на капитальный ремонт школы-интерната и дворца культуры "Птицефабрика" в Томилино. В городском округе Красногорск численность работников органов местного самоуправления сократится на 25% - с 432 до 330 человек, что позволит исключить дублирующие функции и сэкономить более 200 млн руб. Эти средства будут направлены на ремонт помещений и инженерных сетей объектов социального назначения.

- Вместе с тем в СМИ и социальных сетях развернулась острая дискуссия о кулуарности проводимых преобразований. Что на это скажете?

О какой кулуарности идет речь? Гласность и открытость обсуждения всех инициатив – это не только требование закона, это наша жесткая позиция. Это то, без чего невозможно ни одно начинание. Принципиально важно отметить тот факт, что формирование городских округов на территории муниципальных районов – это всегда инициатива местных властей, да и сама процедура реформирования территорий поселений предусматривает непременное участие в ней жителей на всех этапах, начиная от выдвижения инициативы и заканчивая публичными слушаниями.

В муниципальных образованиях, находящихся в процессе реформирования, проводится большая разъяснительная работа среди населения, проходят встречи с лидерами общественного мнения, информация размещается в СМИ. К процессу активно подключились члены Общественной палаты Московской области и общественных палат муниципалитетов. Издаются буклеты, спецвыпуски газет и журналов, которые распространяются на публичных слушаниях, в организациях и на предприятиях. Уже проведено свыше 60 публичных слушаний, около 200 встреч глав с населением и с активами, в том числе и с участием губернатора Московской области Андрея Воробьева. На общественных обсуждениях и публичных слушаниях также присутствуют члены областного правительства, которые отвечают на возникающие вопросы жителей.

- Есть ведь жители, которые выступают резко против преобразований районов в городские округа…

Конечно! Но мы только приветствуем дискуссии и полемику. Во-первых, есть возможность услышать разные точки зрения, принять взвешенное решение. Во-вторых, это как раз означает, что наше требование об открытости всех инициатив реализуется. На публичных слушаниях мы часто видим, что с разъяснением интересующихся вопросов, например, с сохранением сельских льгот, со статусом земель сельскохозяйственного назначения, с судьбой уже разработанных программ развития поселений многое меняется. Поэтому мы просим глав и депутатов, я бы даже сказал, что требуем, усиливать работу по информированию людей, настаиваем на максимальном вовлечении в процессы, связанные с обсуждением всех инициатив.

- Периодически в СМИ появляется информация о митингах против преобразований...

В основном в них участвуют те, кто боится потерять свои места – чиновники в отдельных поселениях, опасающиеся лишиться имеющихся преференций. Скажу так: всеобщего одобрения быть не может, но подавляющее большинство жителей с пониманием относятся к изменениям и нововведениям, которые в конечном счете должны повысить комфортность проживания в регионе.

- Пишут также о неправомочности проводимой реформы.

Законность прошедших в Московской области изменений организации местного самоуправления подтверждена судебной практикой, в частности, апелляционным определением Верховного Суда РФ, решением Московского областного суда и другими.

Аналогичная практика формирования городских округов, подтвержденная судебными решениями, сложилась и в других субъектах Российской Федерации, например, в Калининградской области. С 2015 года произошло 239 преобразований в 36 субъектах нашей страны.

- Один из аргументов противников муниципальной реформы – это то, что с формированием городского округа потеряется связь "с землей". Так ли это?

Нет. На самом деле, все ровно наоборот. Как показывает практика, на преобразованных территориях вдвое повысилась оперативность принятия решений. На местах администраций поселений функционируют территориальные управления, принцип доступности власти сохранен. К тому же сегодня в регионе активно развивается сеть многофункциональных центров, где каждый житель может получить необходимую услугу без участия чиновника. Московская область целиком покрыта сетью МФЦ: на 100% по городским округам и на 99 % по муниципальным районам.

- Но ведь с преобразованием в городские округа часть депутатов и глав, избранных жителями в поселениях, лишатся своих полномочий и перестанут оказывать жителям необходимую помощь. Предусмотрены ли для них другие возможности

Людям, которые зарекомендовали себя ответственными, профессиональными управленцами, будут предложены места в соответствии с их статусом и компетенциями. Я хочу поблагодарить тех глав и депутатов, которые с пониманием относятся к сегодняшним вызовам и требованиям времени. Их опыт и навыки окажутся востребованы не только на местном, но и на региональном уровнях. Народные избранники также смогут продолжить работу в составе общественных объединений при администрациях городского округа или же при муниципальной общественной палате, где будут обладать в том числе и контрольными функциями и продолжат взаимодействие с жителями.

- Сохранятся ли льготы у сельских жителей в поселениях?

Обязательно. В новом объединенном округе все сельские населенные пункты сохранятся, следовательно – сохранятся все льготы для их жителей, так как льготы закреплены за населенным пунктом, а не за муниципальным образованием. Для этого приняты изменения в региональный закон "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области".

- Сколько еще муниципальных районов имеют предпосылки для смены формы местного самоуправления?

Московская область – сложный регион. Территории различаются и по географии, и по укладу, и по уровню жизни. Поэтому прежде чем начать процедуру реформирования территорий поселений, детально рассматривается ситуация в каждом отдельно взятом муниципальном образовании, взвешиваются все "за" и "против". Учитываются и площадь территории, и общественно-политическая ситуация, и социально-экономические показатели. Только после этого решается, является ли форма городского округа приемлемой для конкретной территории или же нет.

В IV квартале 2016 года в Московской области начаты мероприятия по изменению формы организации местного самоуправления на территориях Истринского, Наро-Фоминского, Талдомского, Шатурского муниципальных районов. Проходят общественные обсуждения, публичные слушания. С инициативой о формировании городских округов также выступили власти Ступинского, Можайского, Чеховского муниципальных районов, а также городского округа Коломна.

- А в какие сроки?

Сроки проведения заседаний советов депутатов, публичных слушаний регламентированы муниципальными нормативно-правовыми актами. В случае поддержки жителями процессов, связанных с формированием городских округов, они могут быть завершены до конца 2017 года.




Источник: Главное управление территориальной политики Московской области